16.10.2014

Рым-болт – вчера, сегодня, завтра

Еще Маркс назвал транспортировку проклятием цивилизации. Невозможно производимые или добываемые человеком блага  потребить «не отходя от кассы», в том же месте – как и невозможно всех потребителей и производителей всех благ так же в одно место собрать. Продукцию нужно перевозить, и с наступлением глобализации эти расстояния сделались поистине фантастическими – к примеру, 90% всех компьютерных жестких дисков на планете производится на одном-единственном не очень большом тихоокеанском острове, известного нам как Тайвань. Оттуда они попадают на все континенты.

 

Колоссальную долю перевозок взвалили на себя морские суда, издревле являющиеся одним из основных факторов цивилизационного процесса. Сегодня они составляют 80% от общего валового объема грузоперевозок человечества. Так, если нынешний флагман датской контейнеровозной компании  Maersk под названием Mary Maersk загрузить бананами, то их вместится столько, что по одной штуке достанется каждому жителю США – на борт уже загружали 17280 стандартных сорокафутовых контейнеров!

Совершенствование морских судов издавна будило техническую мысль,  детища которой из судостроения распространялись затем и в  другие сферы жизнедеятельности. В русский обиход морская терминология перекочевала по большей части из Голландии благодаря стараниям государя Петра Великого. Впоследствии сюда добавились и заимствования из английского языка, на котором говорят  жители тогдашней «повелительницы морей» Великой Британии.

 

Не составляет исключения и слово рым – искаженное на славянский манер ring (кольцо). Это снасть, служащая для продевания в нее веревок, канатов и цепей, которые надо было крепить к деревянному корпусу судна. В условиях качки железное кольцо гораздо лучше противостоит постоянному трению, чем древесина. С помощью рымов крепят не только оснастку парусника, но и надежно фиксируют размещенный на палубе груз, ради которого судно и отправляется в плавание.

 

Рымы бывают круглые, в виде бублика, и продолговатые, как цифра «ноль». В каждом из случаев форма продиктована целесообразностью.

Со временем развивалось машиностроение, и появились изделия, которые стало невозможно поднимать руками, без грузоподъемных механизмов и машин. К тому же их функциональная форма зачастую не позволяла надежно и не хлопотно обвязать их канатами без риска выронить по дороге. Встала необходимость снабжать их корпуса дополнительными грузозахватными приспособлениями, которые очень помогали переносить объект и устанавливать на свое место, но после чего теряли всякий смысл и в дальнейшем только мешали.

 

С другой стороны, всякого рода дополнительные проушины, цапфы и крючья в немалой степени усложняли конструкцию изделия, поднимая трудоемкость и себестоимость.

 

Знаковым событием стало изобретение рым-болта – детали, состоящей из ввинчиваемой части и головки в виде кольца. Рым-болт убивает сразу нескольких зайцев – позволяет произвести оптимальную строповку изделия, упрощает конструкцию и беспрепятственно удаляется по окончании подъемно-транспортного цикла.

Рым-болт прост, как все гениальное – торообразное кольцо сопряжено с цилиндрическим стержнем с нанесенной на него винтовой резьбой. В разных технических традициях ее выполняют либо метрической, либо дюймовой. Место сопряжения кольца со стержнем усиливает переходный фланец, который служит для снижения изгибающих нагрузок и повышает надежность и грузоподъемность. Дополнительно страхует от образования трещины в месте стыка стержня с фланцем специальное закругление – галтель.

 

Свою идеальную форму рым-болт приобрел уже больше века назад, практически не меняясь с тех пор. Заботясь о надежности и безопасности, правительства промышленно-развитых стран еще в те времена утвердили требования к форме, качеству и точности этой ответственной детали в своих государственных стандартах. Не остался в стороне от этого процесса и Советский Союз – в нем регламентировал рым-болты ГОСТ 4751-73, практически повторяющий иностранные стандарты. С тех пор практически ничего не изменилось ни в самой детали, ни  в требованиях к ней - рым-болт достиг своего идеала.

 

ГОСТом предусматривается стандартный ряд типоразмеров – с диаметром резьбы на ввинчиваемом стержне от М8 до М100. Наиболее ходовыми является линейка до М48 включительно – рым-болты этих типоразмеров изготовляются массово с применением технологии горячей объемной штамповки. Нужда в более крупных типоразмерах возникает куда реже, поэтому их изготовляют индивидуально, путем свободной ковки. Бывают и специальные рым-болты, где проушина под грузозахватное приспособление выполняется фрезерованием и имеет внешнюю прямоугольную форму.

 

Параметры резьбовой поверхности ввинчиваемой части регламентирует ГОСТ 9150-81.

 

Также стандартизирована и допускаемая грузоподъемность рым-болтов – она явилась итогом не только эмпирических данных, но и специальных исследований. В результате родилась сводная таблица для разных видов нагружения, где в зависимости от направленности нагрузки регламентируется ее максимум. Так, кольцо имеет разную прочность при нагружении в продольной плоскости и в поперечном направлении, поэтому нередко для фиксации рым-болта в выгодном положении при завинчивании применяют регулировочные шайбы различной толщины.

 

Не обойдено вниманием и резьбовое гнездо, в которое ввинчивается рым-болт. Стандарт предусматривает его глубину, степень геометрической точности, а также некоторые конструктивные особенности – кромка отверстия должна иметь углубление под галтель и сбег резьбы, чтобы они не препятствовали полному завинчиванию и плотному прилеганию поверхности фланца. С той же целью обрабатывается и плоскость прилегания – ее плоскостность и перпендикулярность оси отверстия обеспечивается механической обработкой сопрягаемого участка – либо выступающего над черновой поверхностью (бонка), либо углубленного в нее (выборка). Это дает возможность оптимально распределить напряжения в рым-болте и минимизировать риск его разрушения и обрыва.

 

Помимо рым-болтов, существуют еще и рым-гайки – точно такие же железные «бублики», только вместо резьбового стержня в них проделано такое же резьбовое отверстие, навинчиваемое на ответную шпильку. Их применяют в необходимых случаях, хотя и гораздо реже.

 

 (с)Автомашкомплект, 2014